alena_15 (alena_15) wrote,
alena_15
alena_15

Categories:

Вспоминая недавнее Карельское путешествие. Деревня Булдыри (часть 4-я)

        ... Утро. Солнце пробивается сквозь сосны.
Не спеша собрались, позавтракали - без затей. На первое - рыбка жареная, на второе- рыбка копченая.


      Решили прогуляться по озеру в сторону заброшенной деревни Булдыри. Мы однажды уже были в тех местах, но тогда -тупо заблудились, а сейчас идем туда целенаправленно. Муж рыбачит, я глазею по сторонам, думаю думу.
Берег, где когда то была деревня. На пригорке  розовеют заросли иван-чая, нетипичные для здешних мест. Интересно, чем занимались люди, жившие здесь  еще сравнительно недавно? Охота, рыболовство, грибы-ягоды... Как они жили? Работали, растили детей,  бороздили на лодках просторы этого бесконечного озера...





        На этом моя фантазия задремала. Уже вернувшись домой, решила поискать в Интернете, вдруг что найду об истории этих мест. И, представьте - нашла работу "Деревня моя…", написанную учащимися Энгозерской школы в рамках Республиканской краеведческой олимпиады школьников!  Сохраню себе то, что показалось интересным.

     Деревня, в которой жили предки многих жителей нашего посёлка Энгозеро, называлась Булдыри
(на карельском Шарвиниеми: «шарви» - рога, «ниеми» - мыс). Возможно, название произошло из-за расположения деревни на берегу Роговой губы (на современной карте название этой губы изменено на «Рогатая».). Если посмотреть на карту, то мысы, на которых лежала деревня, напоминают оленьи рога – это ещё одна версия происхождения названия поселения – «мыс в виде оленьих рогов».
   Расположена деревня на двух мысах оз.Энгозеро: на карте хорошо видно, что селение лежит к югу от Роговой губы; к северу протекает река Алань (местные произносят «Олань» - «Юлиёки»), впадающая в озеро Алань (название, возможно, произошло от ср.фин. alue – «область» - «находящаяся ниже река, озеро»). На реке  есть порог, но в памяти прежних жителей название его не сохранилось. Так выглядела река в 60-е годы.
 Рядом с Булдырями располагается о. Домашний (местное произношение «Котишуари»). Происхождение названия острова местные жители объясняют так: до войны с белофиннами  там стояли жилые дома, но в дальнейшем они были сожжены финнами. Вторая версия в пользу названия звучит так: летом скот, не нуждающийся в специальном уходе,  на лодках  отвозили на остров на пастбище, и он там был «как дома». Вокруг селения находились Окунёва губа, Зелёная губа, ламбушка Пилкозеро (возможно, из-за конфигурации: «пилку» - запятая), оз. Верхнее («Юлиярви»), о.Каменистый («Юрчакшуари»). Очень много было  болот («Коккошу»). Указанные объекты отмечены на карте «Республика Карелия»

В глубь истории
По воспоминаниям потомков жителей этого поселения, д.Булдыри появилась в конце XIX века (тогда она называлась д.Булдырская), но только в 1925 г. туда на лодках добрались большевики для установления Советской власти
Нам удалось получить сведения от нашего информанта Папушиной Галины Дональдовны о дате рождения Кошкиной Елены Ивановны, которую мы на сегодняшний день считаем самым ранним упоминанием о деревне:
«Справка
Дана настоящая Боярским с/советом Кошкиной Елене Ивановне в том, что она действительно 1871 года уроженка д. Булдыри Боярского с/с Кестеньгского района. В настоящее время проживает дер. Булдыри Боярского с/совета Кестеньгского района. Справка выдана на основании хозяйственной книги для предъявления за неимением паспорта что и удостоверяем пред. Исполкома Боярского с/совета Ефимов И.
Секретарь: (неразборчиво)
Справка по штампу выдана 7 марта 1945 г.»
В книге «Поминальные списки Карелии 1937-1938» д.Булдырская Пильдозерского сельского совета Лоухского района (всего на тот период проживал 151 человек)  есть запись: «Семёнов Гавриил Сидорович. Родился в 1885 г. по месту проживания, карел, беспартийный, лесоруб. Арестован 21.01.1938 г. Комиссией НКВД СССР от 13.02.1938 г. Осуждён по ст. 58-6.Расстрелян 26.02.1938 г. в окрестностях г.Петрозаводска. Реабилитирован Военным трибуналом Северного военного округа 16.08.1958 г.» (стр.364). Дата рождения Гавриила Сидоровича также является подтверждением нашей версии.
На территории селения работал колхоз «Имени 1 Мая», где занимались оленеводством, овцеводством, выращивали коров, был большой покос.
Занимались также земледелием: сажали картофель, репу, турнепс, ячмень. В зимнее время, когда работы на полях не было, колхозники отправлялись по заснеженной тропе на зимнюю рыбалку на оз. Вичино.
К югу от о.Домашний лежала деревня Пильдозеро, в которой была церковь. В хорошую погоду колокольный звон через оз.Энгозеро  доносился до Булдырей. В дальнейшем церковь была разобрана, и в д.Пильдозеро из её брёвен построили школу и сельсовет. В Зелёной губе оз.Энгозера находилась мельница. Сейчас жернова её можно увидеть в хорошую погоду на дне водоёма.

Поскольку деревня находилась на мысах, то для того, чтобы съездить в гости в другую деревню (Пайозеро, Ёлмангу, Печную губу), необходимо было плыть на лодке летом и на лошадях добираться по льду зимой.
В деревне был магазин, пекарня, библиотека, клуб и начальная школа, в которой работала всего одна учительница.
В Булдырях не было света, поэтому для демонстрации фильмов приезжала перевозная киноустановка. В 1954 г. провели радио, чему местные жители были несказанно рады.
До сих пор в уже нежилой деревне на о. Домашнем сохранились надгробия, старинные кресты (кованые и железные), где у жителей покоится прах предков. Остались легко различимые межевые знаки, сделанные 100-200 лет назад прадедами нынешних жителей п.Энгозеро. Они представляют собой тесы на стволах деревьев, указывающих места, где хорошо клюёт рыба, где располагаются  урочища ягод.
По воспоминаниям Иванова Анатолия Алексеевича, кошки в деревне были в каждом дворе (самая распространённая кличка – Мурка). Если животные позволяли себе залезать на стол, его наказывали так: отвозили летом на о. Домашний, где им самим приходилось добывать пищу, а зимой по льду они возвращались домой. Поведение при этом их резко менялось – приходилось соблюдать хорошие манеры. Собаки были всего в двух дворах,  а коровы – в каждом.

Мандрик Валентина Матвеевна рассказала нам, что у некоторых жителей деревни были прозвища. Так, например, её младший родной брат Кошкин Владимир Матвеевич носит прозвище «Повар»: маленького Вову брали с собой на рыбалку все, кто ехал ловить рыбу. Там он помогал варить уху, всё время крутился с ложкой у костра, а рыбаки кормили его приготовленными блюдами. Всё это делалось для того, чтобы маленький мальчик не умер с голоду: отец Кошкин Матвей был репрессирован. У двоюродного брата Валентины Матвеевны, тоже Кошкина Владимира, прозвище было «Старшина» - он был старшим в семье, нёс ответственность за всех младших детей.

Жители деревни были очень трудолюбивыми, служили в армии, воевали, но также умели и отдыхать.

Булдыри в годы сталинских репрессий
Как и весь наш народ, население д.Булдыри также ощутило на себе гнёт сталинских репрессий.
Всего с территории деревни Булдырская Пильдозерского сельского совета Лоухского района и Булдырского лесопункта был репрессирован  21 человек; 3 человека, рождённых в деревне, были арестованы в других районах Карелии. Часть была расстреляна на ст. Медвежья Гора (Сандармох).

Гагарин Семён Григорьевич, Кемов Леонтий Маркович, Кошкин Василий Иванович, Кошкин Родион Филиппович, Кошкин Дмитрий Филиппович (прадед Редькиной Дарьи; 2 его брата), Кошкин Иван Филиппович, Кошкин Сергей Васильевич (брат прабабушки Редькиной Дарьи), Кошкин Иван Иванович, Кошкин Федор Григорьевич, Семенов Антон Сидорович, Семенов Изосим  Петрович, Кошкин Матвей Андреевич (отец информанта Мандрик В.М.), Тимофеев Григорий Григорьевич, Тимофеев Степан Григорьевич,  часть – под г.Петрозаводском: Егоров Иван Исакович, Кошкин Афанасий Степанович, Кошкин Иван Иванович. Кошкин Мартын Иванович, Семенов Владимир Гаврилович, Семенов Гавриил Сидорович, Семенов Пётр Петрович.
Кошкин Дмитрий Кондратьевич и Кошкин Василий Иванович скончались до приговора, а Семёнов Сергей Петрович был освобождён.
Однако мы смеем предположить, что этот скорбный список не полный: по утверждению информанта Кошкина Николая Михайловича, его дед  Кошкин Кондрат был арестован в ту же ночь, что  и Семёнов Гавриил Сидорович.

Деревня по размерам была небольшая. Улиц в Булдырях  не было, не было и заборов вокруг домов. Был лишь один общий, предназначенный для загона скота.
На сегодняшний день в нашей школе из 74 обучающихся 19 являются потомками булдырцев.

Заключение
   В 1956 году деревня Булдыри перестала существовать, т.к. ликвидировали колхоз. Жители переселились в д. Пайозеро и в п.Энгозеро. Но память о Булдырях и булдырцах хранится в сердцах людей.

Пост получился печальным, неожиданным для меня самой.  Надо разбавить настроение фотографиями любимого озера!







Tags: - Карелия, - фото
Subscribe

  • Знаете ли вы Россию? Конкурс по мотивам проекта "Живое наследие"

    А вот теперь можно рассказать о моей новой работе, которая радует меня с декабря. РРРабота - РРРадость! Проект Живое Наследие посвящен путешествиям…

  • Великий Новгород в декабре

    ...А асфальт здесь как в Кирове — задумчиво сказала подруга, когда мы гуляли с ней по городу. Ну да, не столица, российская глубинка. Недаром…

  • Сочи

    "- А в Сочи вы не отдыхали? - В Сочи хоть раз в жизни отдыхает каждый." (из фильма "Москва слезам не верит") Вот и у меня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments