alena_15 (alena_15) wrote,
alena_15
alena_15

Categories:

Где в России нет трамваев?

"Это ж где в России нету трамваев?.. Я думал, что в любом, даже небольшом, городишке, обязательно есть трамвай с рельсами. И Аннушка. И Берлиоз" - написал мне в комментарии к своему посту "Буран" barkilfedro -

и я в сотый раз задумалась, почему же у нас в Вятке нет трамваев?
Версию про холмистую местность  и  обильные снега, из-за которых транспортники отказались от строительства трамвайных линий в городе, я помню, но решила задать вопрос гуглу всемогущему, а тот послал меня в Википедию.

Кировский трамвай
Строительство первой (и последней) трамвайной линии в Кирове. (Скан из газеты)

В отличие от многих других городов, в Кирове (тогдашней Вятке) на рубеже XIX—XX веков не была создана система городского рельсового транспорта (конки или электрического трамвая). Однако город развивался, и к тридцатым годам ситуация с общественным транспортом в городе сложилась просто критическая: население города достигало уже 145 тысяч жителей, а количество городских автобусов составляло всего 23 машины.
В связи с этим было решено в ходе третьей пятилетки заняться улучшением городского транспорта. Однако перед администрацией города встала проблема выбора наиболее перспективного вида транспорта. Двумя возможными вариантами были трамвай и троллейбус. В итоге было принято решение строить трамвай. В мае 1937 года был разработан проект трамвайной сети, состоявшей из шести маршрутов, а в конце августа следующего года он был утверждён.

Строительство трамвая началось в 1940 году, а открытие трамвайного движения запланировано на 1 ноября 1941 года. Первая трамвайная линия города должна была пройти по Октябрьской улице (ныне — Октябрьский проспект). Также было начато строительство депо на двести вагонов. Однако с началом Великой Отечественной войны работы пришлось заморозить.

Несмотря на это, 1 сентября 1942 года по первому участку ходили служебные рабочие поезда от ж.-д. вокзала по Октябрскому просп. до совр. ОДНТ, и даже планировалось расширение сети. Однако трамвайных вагонов в Кирове никогда не было, эти поезда ходили с паровозами.

Летом 1943 года трамвайное депо было разобрано для получения стройматериалов, и недолгая история кировского трамвая закончилась.
В итоге трамвай в Кирове так и не появился, а в ноябре 1943 года в городе был пущен троллейбус

В 1960-х годах большое количество трамвайных путей при строительстве Октябрьского проспекта были просто закатаны в асфальт, а на их месте разбита длинная аллея.

Итак, вы помните, что было решено создавать трамвайную систему, а  тут война, эвакуация...

Кировский троллейбус

Среди привезённых литейным заводом № 226 материалов обнаружились троллейбусные провода. Эта находка натолкнула местные власти на мысль о возможности строительства в городе сети троллейбуса. В декабре 1942 года стало известно, что можно получить несколько троллейбусов из Ленинграда, оттуда же поступит оборудование для тяговой подстанции. Госплан СССР согласился передать городу троллейбусные провода.
30 марта 1943 года в кировский горсовет пришёл помеченный грифом «Секретно» документ, дающий добро на постройку первого троллейбусного маршрута: Железнодорожный вокзал — ул. Комсомольская — ул. Карла Маркса — ул. Коммуны — Гостиница (около пяти километров). Первые троллейбусы прибыли в Киров по железной дороге 25 апреля 1943 года. Это были видавшие виды машины марки ЯТБ-1, № 4, 5, 10, 12, 13, 14. Некоторые из них пострадали от бомбардировок, которых не избежал перевозивший их эшелон. Эти троллейбусы были отремонтированы на предприятиях города. Вместе с машинами прибыло электрооборудование.
После проведения в течение июля проектных работ началось строительство первой троллейбусной линии. Строительству помогали многие горожане, например простые жители копали ямы под опоры контактной сети. Вместе с ними работали и будущие водители троллейбусов — в основном молодые, 17-18 летние девушки. Осенью первый отряд будущих водителей  отправился обучаться в Москву.

Строительство контактной сети было завершено к 5 ноября 1943 года, за два дня до официального открытия, которое, по традиции того времени, было приурочено к политическому празднику. На первой линии (5 км): Железнодорожный вокзал — ул. Комсомольская — ул. Карла Маркса — ул. Коммуны — Гостиница работали машины, списанные из Ленинграда. Официальное открытие троллейбусного движения состоялось 7 ноября в 18:15. Первый секретарь обкома Лукьянов торжественно перерезал обязательную в подобных случаях ленточку. За рулём машин сидели водители-ленинградцы, находившиеся в Кирове в эвакуации — Елизавета Григорьевна Евдокимова и Евгений Николаевич Глебов. В первый, торжественный рейс, троллейбусы отправились от гостиницы. До 1953 года троллейбусы на линию выходили нерегулярно. Ленинградские ЯТБ-1 выработали свой ресурс уже в Ленинграде и требовали замены. В 1957/58 гг. на смену ЯТБ-1 пришел МТБ-82. В 1974/76 гг. начались поставки ЗиУ-9(682).
Tags: - Вятка, - интересно
Subscribe

  • ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА

    Ольга Бродович рассказывает о встречах с Иосифом Бродским Одно из самых эпатажных стихотворений раннего Бродского посвящено О.Б. Люди его…

  • В день рождения Бродского

    Стихи юного семнадцатилетнего поэта. Очень остро. Прощай, позабудь и не обессудь. А письма сожги, как мост. Да будет мужественным твой путь, да…

  • Два поста в ленте

    Сохранить, чтоб не потерять, чтоб можно было снова погрузиться в эту красоту и свет. Венеция, остров неисцелимых... (Маришка, спасибо, что сослала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА

    Ольга Бродович рассказывает о встречах с Иосифом Бродским Одно из самых эпатажных стихотворений раннего Бродского посвящено О.Б. Люди его…

  • В день рождения Бродского

    Стихи юного семнадцатилетнего поэта. Очень остро. Прощай, позабудь и не обессудь. А письма сожги, как мост. Да будет мужественным твой путь, да…

  • Два поста в ленте

    Сохранить, чтоб не потерять, чтоб можно было снова погрузиться в эту красоту и свет. Венеция, остров неисцелимых... (Маришка, спасибо, что сослала…