alena_15 (alena_15) wrote,
alena_15
alena_15

Categories:

Карелия-2016. Первая ночь на Водлозере

Вступление - "Потому что всегда мы должны возвращаться"
1 серия - дорожные впечатления.
2. Первая ночь на Водлозере

Долго ли, коротко шли мы на по озеру. Был довольно сильный ветер, лодку подбрасывало на волнах, солнце слепило глаза, а мы внимательно смотрели по сторонам, не видать ли где подходящее место для стоянки! (при это мы шли от берега довольно далеко, и даже если б таковое место было, вряд ли бы мы его опознали с воды).

Вечерело,  день клонился к закату. И вдруг муж увидел, казалось бы, славный бережок. Какие-то постройки. Навес? Дом?
Подошли поближе и увидели терем-теремок, и большой стол, и мангал, и место для костра, а чуть повыше - остроконечные верхушки церкви или часовенки.



Вышли на берег размяться. Но, в общем-то, время уже позднее, пора бы позаботиться о ночлеге. А здесь - все формальные признаки присутствуют - есть место для палатки, стол, кострище, дрова. А пуркуа бы не па?

Поднялись к церкви.
Новодел, но вполне достойный.





Воот такая синяя роспись внутри на куполе.







А вокруг - трава по пояс.

Нежные колокольчики у стен церкви.

В контрсвете


Вернулись к  дому на берегу озера. Это ж прямо дворец какой-то!


Внутри собака лает-заливается,  у бокового крыльца кошка замерла в ожидании. Белье на веревках развешено. И ни души!

Муж решительно сказал - остаемся, скоро совсем стемнеет.
Поставили палаточку в месте, будто специально заточенном под нее! - трава выкошена, чистота, деревья укрывают от чужих взглядов.

Стали готовить немудреную еду - к тому времени муж уже натаскал несколько окуней, так что на ужин была жареная рыба.





Вдруг слышим - мотор рычит.
Катерок подошел к нашему мысу, но не с нашей стороны, а где-то сзади. Собака залаяла, похоже, приехали хозяева - "Кто-кто в теремочке живет?"

Вскоре к костру подошла женщина, ужасно удивилась нам, рассказала, что это вовсе не то место стоянки, которое нам предназначено (впрочем, я  и не сомневалась, что - не то! - к чему нам такие хоромы, да еще церкоовь впридачу!) - что это гостевой дом, и завтра сюда приедет хозяин...
Мы заверили добрую женщину, что с радостью свалим отсюда ранним утром, на том и разошлись...
(Уже дома  я нашла историю этого места, цитирую вкратце.
[про деревню Гостьнаволок]
Деревня Гостьнаволок (нежилая) расположена на южной оконечности одноименного полуострова, что к северу от пролива Коскосалма и от бывшей деревни Рахкойла. Название Гость-наволок восходит к числу населенных пунктов, имеющих старорусское (новгородское) происхождение. Означает оно «Купеческий мыс». В народном говоре водлозеров Гость-наволок иногда произноситься как Гоев-наволок. В преданиях водлозеров Гость-наволок выделяется особо. Считается, что основателем ее стал не простой крестьянин, а человек зажиточный, переселившийся на берега Водлозера из самого Великого Новгорода под видом купца или, как тогда говорили, «торгового гостя». Отсюда, якобы, и пошло название этой деревни. Как назывался тот наволок, на котором основался новгородский «гость», в преданиях, к сожалению, не указывается.
Предание гласит, что настоящим новгородским купцом он не был, а был всего лишь приказчиком, управлявшим от имени купца его торговыми операциями. И привела его в эти края не внезапно вспыхнувшая любовь к этим краям, и даже не любовь земная, а попытка укрыться в местной глуши от совершенного им преступления. Согласно преданию, приказчик позарился на деньги своего хозяина, убил его темной ночью, и был таков. Зарывать деньги в кубышку он не стал, видимо, очень уж привык пускать деньги в оборот. На эти деньги приказчик закупил скот и раздал его, как сейчас бы сказали, в аренду местным жителям. Для переработки большего количества молока, в счет уплаты за аренду, он нанял батраков, построил сыродельни, как в Гость-наволоке, так и на Илексе – в Усть-Илексе, на Лопин-наволоке, на острове Карельском и в Подсиговце. Сыр там выделывали не современного типа, а традиционный, деревенский. Для этого творог отжимали, высушивали на противнях в печи и подсаливали, чтобы не портился. Рынок сбыта был неограниченным, поскольку в Поморье тогда царил настоящий солеваренный бум, и надо было чем-то кормить большое число наемных работников Соловецкого монастыря. Столь активная хозяйственная деятельность не осталась незамеченной из Новгорода. Приказчик был изобличен, закован в кандалы и отправлен на расправу в метрополию. Картина того, как конфискованных коров гнали в Новгород по льду заснеженного Водлозера, врезалась на века в историческую память водлозеров. Коровы шли одна за другой по проторенной в снегу тропе. Когда передовое животное поравнялось с Канзанаволоком, в Гость-наволоке только-только ступила на лед озера последняя коровенка. После ареста новгородского приказчика поселения на месте его сыроделен в нижнем течении Илексы запустели.
Остались ли потомки новгородского «гостя» проживать в Гость-наволоке, доподлинно неизвестно.
Еще раз в истории Водлозерья жители Гость-наволока «отличились» в 1620-х годах, когда будущий основатель Юрьевогорского монастыря, Диодор Юрьевогорский (в постриге он носил имя Дамиана), подыскивал уединенное место для своей обители. Согласно преданию, будущий святой Русской Православной церкви переплыл Водлозеро на большом камне с изображением креста, который и сейчас еще можно видеть на берегу у деревни Коскосалма. Жители Коскосалмы встретили его приветливо, накормили, предоставили ночлег, но в просьбе выделить землю для монашеской обители отказали. Опасались, наверное, что вслед за ним придут другие монахи, начнут претендовать на земли крестьян и на рыбные тони в Водлозере. Место около Гость-наволока монаху понравилось еще больше, чем у Кевасалмы. Но жители Гость-наволока встретили его враждебно, выставили старца из деревни довольно грубо, даже не накормили его, хотя угостить, чем Бог послал, «дорожного человека» их обязывала общая для всех народов Русского Севера старинная традиция. Хорошо еще, что не избили, как это сделали с ним крестьяне на Кенозере. Старец обиды не показал, но произнес свои крылатые слова в отношении деревни Гость-наволок, известные и ныне каждому пожилому водлозеру: «Быть же сему месту святу не пусту и не богату». Затем, якобы, встал на валун на берегу озера («след» от его ноги на этом камне потом еще долго показывали приезжим в качестве «доказательств» реального пребывания старца в Гость-наволоке), и, словно кудесник, улетел по воздуху на озеро Монастырское. Слова старца оказались поистине пророческими, жизнь людей в этой деревне и впрямь, редко когда была завидной.

Первое реальное упоминание о Гость-наволоке содержится в Писцовой книге Обонежской пятины за 1563 год. Часовенным праздником в Гость-наволоке был Михайлов день – 19.09 н. ст. Старая часовня не сохранилась до наших дней. В настоящее время, как бы ради извинения за провинность перед Диодором Юрьвогорским, в Гость-наволоке заново отстроена церковь, посвященная этому святому на спонсорские средства, а иконостас и "небо" в церкви безвозмездно расписаны известными российскими художниками Грецкими.

На месте деревни имеется прекрасный гостевой дом, а также некоторые постройки, необходимые для индустрии туризма. Дом и постройки  принадлежат московскому бизнесмену Е. Что ж, действительно снова это «купеческий мыс».  В 2008 – 2009 гг. был разработан генплан застройки территории бывшей деревни. Он включал уже построенные здания и предусматривал возведение еще нескольких жилых и хозяйственных строений, которые по своему облику и архитектурному решению приближенны к историческим аналогам.
В результате была достроена изба-трапезная, возведены два амбара. Спроектированы два жилых дома, некоторые подсобные строения. Комплекс построек в урочище Гостьнаволок по своему облику должен напоминать малодворную деревню со свободной планировкой, что характерно для небольших исторических поселений Карелии.


Вот такое забавное место для первой стоянки мы нашли.

Рано утром мы встали, позавтракали на скорую руку и пошли искать себе место под солнцем, но об этом - в следующий раз...
Tags: - Карелия, 2016
Subscribe

Posts from This Journal “- Карелия” Tag

  • На суше и на море. Жизнь в заливе Белого моря.

    ... Чем отличается жизнь у моря от озерной или речной? В первую очередь тем, что главным становится график приливов-отливов. Вода в прилив…

  • Первый вечер на Белом море (июль 2020)

    (продолжаю жизнеописание нынешнего летнего путешествия! Начало тут и тут )) Многие рыбаки приезжают сюда, в Гридино, и живут лагерем прямо на…

  • Ода кроксам

    Хотите верьте, хотите нет, но в нынешнем путешествии на Белое море единственной моей обувью были кроксы, а резиновые сапожки и кроссовки так и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

Posts from This Journal “- Карелия” Tag

  • На суше и на море. Жизнь в заливе Белого моря.

    ... Чем отличается жизнь у моря от озерной или речной? В первую очередь тем, что главным становится график приливов-отливов. Вода в прилив…

  • Первый вечер на Белом море (июль 2020)

    (продолжаю жизнеописание нынешнего летнего путешествия! Начало тут и тут )) Многие рыбаки приезжают сюда, в Гридино, и живут лагерем прямо на…

  • Ода кроксам

    Хотите верьте, хотите нет, но в нынешнем путешествии на Белое море единственной моей обувью были кроксы, а резиновые сапожки и кроссовки так и…