alena_15 (alena_15) wrote,
alena_15

Сванетия. Ушгули

И был еще один день, проведенный в Сванетии.
Проснувшись рано утром я с тоской выглянула в окно - дождь, дождь! Глянула прогноз погоды -  гисметео пообещало к обеду прояснение, но выполнит ли оно обещанное?
Накануне мы договорились с хозяином отеля, что он или его сын свозит нас в Ушгули, одно из самых высокогорных селений в Европе - но что толку туда ехать по дождю?..

Решили пустить это дело на самотек. Мы с Юрой отправились гулять по Местии, посетить музеи, а девочки остались завтракать и прихорашиваться.
Топаем по дождливому селу к музею. А все равно - красотища вокруг!

И пока мы осматривали экспонаты этнографического музея (отличные экспозиции, право! - оружие, иконы, утварь, наряды, украшения) , на улице начинает проясняться, а значит - возвращаемся к первоначальному плану!

Звоним девчонкам - те начинают собираться. Звоним Кеги - да-да, конечно, он готов нас везти, только надо еще пару попутчиков прихватить, мы же обещали взять с собой питерцев. Ах, те уже ушли из отеля? Кеги садится на машину и едет по поселку разыскивать желающих поехать с нами, в какой-то момент желающих  становится многовато, устраиваем аукцион.

И вот - едем, едем!

Сажусь на переднее сидение в микроавтобусе - и чтоб поболтать по дороге с нашим гидом-водителем, и чтоб иметь возможность пофотографировать на ходу. Правда, Кеги по первой же просьбе послушно тормозит, и вся наша компания вываливается из машины - снимать, снимать!

Наш водитель - просто кладезь информации. Всю дорогу он охотно делится с нами историями и легендами, рассказывает все, что знает об этом суровом крае, и терпеливо отвечает даже на самые дурацкие вопросы.

"Кеги, а что надо делать, если случайно сбил корову?"
"Убегать! если сможешь))"

Башня влюбленных,  стоит прямо в реке. "История одинокой башни типична: у девушки погиб возлюбленный, и она ушла в добровольное пожизненное заточение"
(фото не мое! Я рассчитывала щелкнуть ее на обратном пути, но не срослось)

Ехать не так далеко, всего 45 километров, но дорога сложная.
Наша машинка такую дорогу не выдержала бы. В пути мы видим несколько смельчаков, застрявших  в ямах-лужах на своих легкомысленных машинах - и радуемся своему выбору. И повизгиваем на опасных поворотах.

...Долго ли, коротко, добираемся до Ушгули!

Матчасть про Ушгули
[Spoiler (click to open)]"Ушгули – одна из самых высокогорных общин в Европе, расположенная на высоте 2200 метров над уровнем моря, на востоке горной области Сванетия. Она находится в 33 километрах к востоку от Местии, и считается довольно труднодоступным местом из-за своей локации и извилистых ухабистых дорог, пролегших среди каньонов и острых скал.

Община включает в себя четыре древних поселения: Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели. Они расположены в верховьях реки Ингури, у южного подножия горы-исполина Шхары (5193 м), высочайшей точки Кавказского хребта. Многие архитектурные памятники датируются IX-X веками. Села со всех сторон окружены ледниками и уходящими в небо седыми вершинами. Все это создает неповторимое великолепие, будто нарисованное рукой искушенного мастера пейзажа.
В Ушгули постоянно проживают примерно 70 семей (около 300 человек). Есть своя небольшая школа, несколько магазинов, кафе и … 5 храмов: церковь Успения Святой Богородицы Xвека, больше известная, как Ламария (со сванского Богородица), храм Святого Георгия в Жибиани, церкви святой Барбары и Спасителя в Муркмели, церковь Спаса в Чвибиани и Жибиани.
Как можно объяснить такую высокую концентрацию святилищ в одном месте? Ответ кроется в непростых природных условиях, в которых вынуждены жить местные обитатели. Практически шесть месяцев в году, с ноября по апрель, жители Ушгули существуют полностью изолированно от внешнего мира из-за снегов, которые не позволяют проехать по глухим извилистым дорогам даже на внедорожниках. Когда вокруг тебя такая красота и тишина, а суета современной жизни отходит на десятый план, время утрачивает свою власть. Поневоле в таких условиях человек становится философом или обращается к вечному.
Сваны – особенный народ со своеобразным языком, культурой, традициями отличными от остальной Грузии. Здесь испокон веков занимались охотой, а не земледелием, никогда не возделывали виноград, соответственно нет традиционной культуры шумных застолий. Здесь все лаконично, скромно, аскетически строго.
Визитной карточкой Ушгули можно по праву считать средневековые каменные башни, которые разбросаны по территории всей общины. Старейшие из них датируются IX веком нашей эры, они покрыты плитняком – сложенными каменными плитами.Их здесь очень много, раньше у каждой семьи, в каждом доме была собственная вышка, предназначавшаяся для обороны поселения. Не зря принято считать, что топоним Ушгули произошел от грузинского словосочетания «ушишари гули», которое переводится на русский язык, как «бесстрашное сердце». За всю свою историю община ни разу не была покорена завоевателями.
В Ушгули имеются два музея: этнографический музей, экспозиция которого расположена в частном доме XVI века. В нем показаны: быт, утварь, мебель, орудия труда средневековых сванов. Второй – музей икон, в котором представлены редкие старинные образа. Оба музея расположены в Жибиани.
Еще одними достопримечательностями общины являются Нижний Чажашский замок с несколькими полуразрушенными башнями и Верхний Чажашский замок, который по преданию некогда являлся пристанищем великой царицы Тамары, особо почитаемой в этих местах.
Архитектурный комплекс Ушгули является уникальным культурно-историческим ансамблем, и за свою исключительность он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО."

И разбредаемся гулять по селению.
Странные ощущения - словно попал в средневековье! Но - спутниковые антенны на домах. Но - мобильные телефоны у жителей. Но (и это бесило больше всего) - совершенно неаутентичные вкрапления яркопокрашенного металла или пластика.

Куда, вы думаете, так целеустремленно направляется наша компания? Правильно - пообедать!

Церковь Ламария (12 век)
"Церковь Ушгульской Ламарии при одноименном мужском монастыре стоит на холме немного в стороне от села возле дороги, ведущей к леднику горы Шхара. Место обнесено стеной, имеет помимо колокольни собственную башню, отчего напоминает крепость. Церковь зального типа построена в X веке. Интерьер расписан по мотивам библейских сюжетов в конце X - начале XI века, некоторые фрагменты относятся к XII и XIII векам. Интересны граффити, оставленные молельщиками, их датируют также XI-XIII веками."

Пока мы с подружками бродили по селению, мой быстроногий муж взлетел на гору.
А там - лошадки...

коровки

цветочки

и постоянно меняющийся вид на плюшевые горы.

... обратно ехали молча, переполненные впечатлениями.
Но если вы думаете, что мы вернулись в отель и рухнули спать - таки нет!  Конечно, мы устали. Я была уверена, что уж на сегодня мои прогулки точно закончились!
Но судьба-злодейка решила иначе. Нашими соседями по гостевому дому были совершенно замечательные израильтяне, и девочка из Питера, и компания из Йошкар-Олы - и вечером всей бандой мы ходили в кафе в центре Местии послушать национальные сванские песни. Ох и весело было!
Tags: Грузия

• Ижевск ледяной

А еще, а еще нынче мы видели в Ижевске чудо чудное - ледяных ангелов! Скульпторы из Удмуртии и других регионов создали 27 ледовых композиций,…

• Беспощадная израильская зима (from ФБ)

Восхитительно! - об израильской зиме, беспощадной, морозной!.. - от Shula Primak Впечатленный ночным штормом и утренним ливнем израильский народ…

• Потому что мы - банда!(с)

Собачий час в Александровском саду. Все обычно, все как всегда) Слева направо: аргентинский дог Дэн, лабрадоры Бонька и Белка, псевдо-корги Весна…

• Ижевск ледяной

• Беспощадная израильская зима (from ФБ)

• Потому что мы - банда!(с)